«Правительственный час» с участием министра транспорта РФ Виталия Савельева прошел в Государственной Думе. Глава ведомства рассказал депутатам о реализации государственной политики в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры. В режиме видео-конференц-связи в заседании принял участие заместитель председателя Волгоградской областной Думы Дмитрий Калашников.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин обратил внимание на проблему развития городского электротранспорта. По его словам, перед «правительственным часом» в Госдуму поступили обращения граждан из Волгограда, Костромы, Тольятти, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Тамбова, Белгородской, Орловской, Астраханской областей.
Спикер нижней палаты российского парламента отметил, что решение данного вопроса необходимо как минимум перевести на региональный уровень. «Но лучше, чтобы были федеральные программы, позволяющие на системной основе заменять устаревший подвижной состав», – добавил он.
«Жители просят поддержки со стороны федерального центра городскому электрическому транспорту, потому что бездумная замена троллейбусов на автобусы, маршрутки ни к чему хорошему не приведет. Когда трамвайные маршруты сокращаются, это значит: остановится город в развитии», – подчеркнул Вячеслав Володин.
Также, по его словам, болевой точкой остается речной пассажирский транспорт. «Сегодня, кроме круизных теплоходов, которые ходят по Волге, пригородного, межрегионального пассажирского сообщения нет, – сказал Вячеслав Володин. – Это недопустимо. Мы должны сделать все для того, чтобы проблему эту решать».
Кроме того, Вячеслав Володин призвал решить вопрос замены тепловозов на электровозы, чтобы пассажиры не теряли время при перецепке. «С территории Тамбовской области идет тепловоз, а поближе к Москве его перецепляют на электровоз. Час времени люди теряют», – привел пример Председатель Госдумы, призвав решить этот вопрос «и электрифицировать эту часть пути».
Министр транспорта РФ Виталий Савельев поддержал ранее озвученное предложение депутатов, чтобы на авиа- и железнодорожных рейсах пассажирам предлагались напитки и продукты отечественных производителей.
Вячеслав Володин
поблагодарил министра за поддержку позиции депутатов: «Нам надо прекращать кормить и поить зарубежными продуктами. На бортах самолетов и на железной дороге, в поездах, ориентироваться на продукцию отечественного товаропроизводителя, тем более она более качественная».
Председатель комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Владимир Кашин
поднял вопрос развития сельских дорог. Вячеслав Володин в свою очередь отметил недостаточный объем финансирования этого сегмента со стороны профильных министерств. «Надо посмотреть опыт регионов. Есть регионы, которые отдали районам транспортный налог на решение проблем по ремонту и строительству дорог. И в каждом районе в этом случае есть свой районный бюджет и на сельские, и на районные дороги», – предложил он.
По словам Председателя Государственной Думы, Министерство транспорта, в частности, может внести законодательную инициативу, чтобы транспортный налог оставался на районном уровне.
«У нас, действительно, сейчас замечательные автобаны, а с них съедешь чуть в сторону – в селе дороги нет или подъехать невозможно к райцентру», – отметил спикер законодательного собрания.
По информации министра транспорта РФ Виталия Савельева, протяженность автомобильных дорог в Российской Федерации составляет 1,75 млн км, из которых федеральных дорог 64,5 тыс. км, региональных – больше 500 тыс. км, местных – более 1 млн км.
«В 2022-м построено и реконструировано 1,6 тысячи километров дорог. В текущем году планируем построить и реконструировать больше 2 тысяч километров», – сообщил министр транспорта РФ. По его словам, в 2022 году 1,5 трлн рублей направлено на ремонт и содержание дорог из федерального бюджета и 1,7 трлн рублей – из региональных.
«Благодарю депутатов ГД за принятие законопроекта об изменениях в Воздушный кодекс РФ. Это крайне важная инициатива, которая позволит интегрировать беспилотные авиационные системы в воздушное пространство», – обратился Виталий Савельев к депутатам. По его мнению, принятый закон позволит предотвращать противоправное использование беспилотных авиационных систем.
Остановился министр и на теме международных проектов. Как было озвучено, в рамках развития западного маршрута транспортного коридора «Север-Юг» в мае 2023 года подписано межправительственное соглашение, которое является итогом почти 20-летнего обсуждения вопроса строительства на территории Ирана недостающего участка железнодорожной линии Решт-Астана. «Ожидаем выполнения в полном объеме строительства к 2028 году», – сообщил Виталий Савельев.
«От показателей жизнедеятельности транспортной отрасли зависит здоровье экономики и страны в целом», – подчеркнул в своем выступлении председатель комитета Государственной Думы по контролю Олег Морозов.
При этом парламентарий обратил внимание на существующую проблему с импортозамещением в транспортной отрасли. «Высока зависимость в таких сегментах, как железнодорожные контейнеры, подвижной состав, путевое и сигнальное оборудование для железных дорог и трамвайных путей. Импорт оборудования для этого сегмента, например, вырос с 2021 года, по данным ФТС, более чем на 70%», – указал председатель комитета Госдумы по контролю.
Он подчеркнул, что у отрасли есть потенциал в данном вопросе: «Доля отечественного оборудования в общем объеме закупок по транспортному коридору Европа – Западный Китай в 2022 году составила 99% при плане в 64%. Это просто прорыв. По проекту «Развитие морских портов» – 95% при плане 20%».
Председатель комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев подчеркнул, что транспортная отрасль в 2022-м и в первой половине 2023 года показала позитивную динамику. «По всем видам транспорта полностью реализованы социальные обязательства. Объемы перевозок, особенно пассажирских, растут. Увеличился объем перевозок и на новом направлении «Север-Юг», – сказал он.
Кроме того, депутат отметил, что сегодня рассматриваются возможности строительства дорог в новом формате по поручению Президента РФ Владимира Путина.
«Речь идет про дорогу как услугу: то есть дорога будет не просто право проезда на автомобиле, а станет многофункциональной зоной, где расположены не только заправки и зона отдыха для водителя, но и медпункт с телемедицинским оборудованием, зона отдыха для детей, сервис техобслуживания. Такие многофункциональные зоны уже начали появляться на трассе М-12», – рассказал Евгений Москвичев.
Председатель профильного комитета также отметил важность развития речного транспорта: необходимо увеличить грузоперевозки по речным направлениям, чтобы разгрузить дороги. Депутат предложил провести по вопросу развития речного транспорта большие парламентские слушания или выездное заседание Совета Государственной Думы.